Статьи и ссылки

Сергей Сабсай. Алгоритм выбора

Попробуем расписать основные вопросы, встающие перед выпускником, как развилки в алгоритме.

Развилка первая: выбор профессии. Вы выбрали, чем хотите заниматься? Если точно да, вам интересна эта сфера деятельности или область знаний, вы уже много об этом знаете, уверены в своих способностях – и не только вы одни, но и окружающие – дерзайте! Что бы ни говорили о том, что это не востребовано, за это мало платят и т. д. и т. п. – нужно понимать одну простую вещь: человек тем успешнее, чем более полно может реализовать себя. Мой товарищ в середине 90-х годов, учась в МГУ, в течение года половину тех немногих денег, что ему могла выделить мать на еду, тратил на книги, остального ему хватало только на хлеб, а воду он пил из-под крана. Сегодня Артём Оганов – один из ведущих кристаллографов мира, профессор в США и адъюнкт-профессор МГУ.

Если же настолько очевидного и убеждённого выбора сделать не можете: либо интересны сразу несколько разных профессий, либо вообще не можете определиться – тогда стоит исходить из востребованности профессии и, конечно, из своих способностей. И в Москве, и в Твери есть центры профессиональной ориентации, где психологи на основании тестов дадут рекомендации, какого рода работа вам подходит: с людьми, с документами, с инструментами и т. д. – и назовут целый спектр профессий. Ещё очень полезно сходить или съездить на дни открытых дверей, которые проводят институты обычно во время весенних каникул. Вы и услышите больше о профессии, и увидите институт, хоть немного почувствуете атмосферу – и она может вас очаровать либо, наоборот, оттолкнуть. Думаю, начинать никогда не рано: мой старший школьный друг, заканчивавший десятилетку, взял с собой меня, семиклассника, на день открытых дверей в Бауманку – и показал дорогу туда в прямом и переносном смысле.

Сложнее, конечно, понять, какие профессиибудут востребованы на рынке труда через годы. Сейчас многие ориентируются на острые потребности вчерашнего дня, зачастую – времени молодости родителей, когда в стране вдруг потребовалась масса экономистов, бухгалтеров, юристов… Можно, конечно, посмотреть на сайтах по поиску работы / подбору персонала, кто нужен сегодня. Но это картинка сегодняшнего дня, которая лет через 5 наверняка изменится. Какие-то вещи можно сказать вполне определённо: страна не может жить без производства, строительства, транспорта, связи – а здесь сейчас большой разрыв между поколениями. Остались «старики» - часто они и без кавычек старики – те, кому в начале 90-х было по 30-40-50 лет и кто посчитал, что поздно менять профессию. А смены у них нет. Поэтому грамотных инженеров, мастеров, рабочих сейчас остро не хватает. Так что можно выбирать: от инженера-разработчика (строителя, программиста и т. д.) или технолога до высококвалифицированного рабочего. Если же выбранное «ремесло» позволит вам трудиться не только наёмным работником на крупном предприятии, но и самостоятельно – тем лучше, ваша судьба будет зависеть только от вашего мастерства.

Нужно ещё сказать, что вот уже шестой год мы слышим о кризисе или хотя бы стагнации, застое в разных странах по всему миру, и Россия – не исключение. Дело вот в чём. Заканчивается долгий этап технологического развития, связанный с компьютерами и связью: инфраструктура построена, в интернете – весь мир, компьютер – почти в каждом доме, мобильник – в каждом кармане. (Кстати, этим сформирован устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов по IT и связи.) Каким будет принципиально новый, следующий этап, где будут формироваться сверхприбыли – никто не знает, многие успешные корпорации держат на счетах гигантские суммы и никуда их не вкладывают – просто не понимают пока, куда инвестировать. То есть с одной стороны, мы привыкли, что всё в мире меняется гораздо быстрее, чем когда-либо прежде, и нужно быть готовым всю жизнь учиться и переобучаться. А с другой стороны, нет определённости: на каких знаниях и технологиях будет базироваться следующая длинная, лет на 50, волна развития. В этой ситуации я бы делал ставку на хорошее фундаментальное образование. Если говорить о вузах – смотрите на вполне толковые и адекватные рейтинги РА «Эксперт», где вузы ранжированы и по качеству образования, и по востребованности выпускников на рынке труда, и по научно-исследовательской работе. Там и институты с вековой историей, как МГУ или МГТУ им. Баумана, и новые, как Высшая школа экономики. В лидерах – МГУ, Бауманка, СПбГУ, Физтех. И ещё стоит учесть, что бывают очень продвинутые отдельные кафедры или факультеты в региональных вузах, работающие на очень высоком уровне, приближающемся к мировому. Так что при выборе специальности важно рассматривать не только вуз, но и кафедру.

Развилка вторая: выбор вуза. Специальность выбрана. Как выбрать, в какие именно вузы подавать документы после экзаменов? Я бы дал такой совет: не бойтесь дерзать, но и не увлекайтесь чрезмерным риском; составьте сбалансированную «корзину». Обязательно включите в неё первым номером вуз-мечту: это может быть столичный университет (Московский или Петербургский, или Российский гуманитарный), МГИМО, Физтех, Первый или Второй мед (медуниверситет им. Сеченова или медакадемия им. Пирогова)… Второй – основной, базовый вариант: вуз, куда вы очень хотите попасть, если не реализуется вариант с «голубой мечтой». Третий вариант – запасной: чуть менее интересный, может быть, чем второй, но – более надёжный, тот, куда вы рассчитываете поступить в любом случае.

Развилка третья: выбор ЕГЭ. Что делать, если наборы экзаменов, результаты которых учитываются в выбранных для поступления вузах, отличаются – тем более, что в этом году список учитываемых экзаменов во многих вузах изменился? Скорректировать выбор вузов либо сдавать больше экзаменов? Если вы уверены в своём выборе – не нужно бояться трудностей! Вообще-то для успешной учёбы в вузе вам понадобится хорошее знание более, чем трёх школьных предметов – надеюсь, вы об этом и сами раньше догадывались? Тогда в чём же дело? Ведь смысл учёбы в школе – не в том, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ и даже не только в том, чтобы поступить в институт. Даже те предметы, с которыми вы не столкнётесь в институте вовсе – подумайте, ведь вы можете систематически, с педагогом изучить их только в школе! А те, на которых будет построено высшее образование по выбранной вами специальности, вы должны хорошо знать после средней школы. А если есть знание предмета – должна быть и уверенность в себе. Тогда вполне стоит сдать «лишний» ЕГЭ и расширить для себя возможности выбора при поступлении. Смелее! И – удачи. 


Печатная публикация - журнал "Шоколад. Тверь" №2 - спецпроект "Выпускник" 

Конструктор сайтов
Nethouse